Понедельник
16 Июл 2018
03:48
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Праздники дня
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Конкурс сайтов




    Поиск

    "Шиханский край" (Бугурусланский район)

    Казанско-Богородицкая церковь (с. Коптяжевка)

    В 1849г. в с. Коптяжевке на средства прихожан была выстроена деревянная церковь с колокольней. Здание церкви вмещало в себя до 600 человек и вместе с оградой занимало 160 квадратных саженей земли. Престол при церкви был один – во имя Казанской Божьей Матери. Освящен – в 1849г. Церковный штат состоиял из священника, псаломщика и дьякона.

    При церкви имелось: 33 десятины сенокосной и пахотной земли, 1400 квадратных саженей усадебной земли.

    Приход церкви распространялся на следующие населенные пункты: д. Николаевка, д. Васильевка, д. Коржевка, Хутор Войковых, Хутор Азиков, Хутор Чабло, Хутор Васильевкий.

    На 1 января 1931 года церковь значилась как действующая. (Г.А. Пронина).

    История постройки храма в селе Коптяжево Бугурусланского района.

    В центре села Коптяжево стоит старое здание церкви. Первые сведения о церкви известны из работы о порушенных святынях иеромонаха Валентина (Коробова) - построена в 1849 году. В Самарском архиве мною были найдены клировые ведомости о церкви в селе Коптяжевка, где указан год постройки, имена священнослужителей. Были выписаны всё наиболее важные сведения и переданы в школу села Коптяжево. Но оказалось, что это только часть сведений. Найдено в архиве Оренбурга дело о постройке церкви в деревне Коптяжевка. Трудный путь прошли наши предки, что бы у них была своя церковь. В деревне проживали государственные крестьяне - старожилы и переселенцы Тамбовской и Орловской губернии, русские. Все даты далее указаны по старому стилю. В 1847 году сентября 13 дня было подано прошение в Оренбургскую палату государственных имуществ от государственных крестьян деревни Коптяжевка о постройке церкви деревянной во имя Казанской Божьей Матери. Им был дан ответ и условие что землю под церковь, кладбище, жилые дома священнослужителей и 33 десятины пахотной земли притчу выделить из своих собственных земельных наделов. Крестьяне собрали сход и с условиями согласились, и каждый двор передал часть своей земли. Палата отправила Гражданского инженера Андреева осмотреть место под церковь, проверить прочность грунта, изготовить проект церкви. Место выбрали правильно, грунт прочный. Проект был изготовлен и утвержден 27 октября 1847 года Строительной комиссией. Оренбургская духовная консистория приказала священнику села Пилюгина Иоанну Петропавловскому изучить, необходимо ли строительство храма. Ему был предоставлен список крестьян просивших о постройке 122 двора - 1026 человек. Это фамилии: Аносовы, Близинцевы. Морозовы, Долгих, Доровские, Карнауховы, Шундрины, Жестаревы, Фомины, Черниковы, Борисенковы, Устиновы, Багузины, Объедковы. Поповы, Моисеевы, Чурсины, Селины, Плигины, Пимахины, Анютины (Инютины), Веревкины, Прасоловы, Образцовы, Полевы Аленины, Шаховы, Тупикины, Карташевы, Турбины, Халдобины. Арнаутовы, Равенские, Кленины, Заритовы, Толстых, Дубовицкие, Дедовы, Горожанкины (Гражданкины), Андросовы, Гончаровы, Бунины, Баландины, Марковы, Усачевы, Сазоновы, Доброробные, Михалёвы. Михайлины. Степановы, Кулаковы, Панины, Лазаревы, Булгаковы, Панины, Беляковы. Родионовы. Спиридоновы, Амбросимовы, Пивцаевы, Ксенофонтовы, Жуковы, Чеботаревы, Доровских, Смирновы, Жильцовы, Шишковы, Фёдоровы, Новиковские и другие без фамилий. Помещик Нагаткин сообщил священнику, что: "Живу по соседству с деревней и знаю, что они живут на другой стороне реки Малый Кинельчик, и во время Пасхи почти всегда бывает разлив реки и они, рискуя жизнью, переплывают на маленьких рыбачьих лодках, чтобы попасть на обедню в село Городецкое и это грозит им гибелью". Был опрошен и предводитель Бугурусланского уездного дворянства Куроедов Борис Иванович, помещик села Куроедова. Он пишет, что жители деревни Коптяжевки ранее были прихожанами церкви его села, но потом их перевели в село Городецкое, и им стало затруднительно посещать храм, и предлагавшим посещать вновь храм его села. Священник села Городецкого Иоанн Соболев пишет, что храм Михаила Архангела находится в ветхом состоянии, без колокольни и достаточен только для жителей своего села, а в Коптяжевке население выросло в 2 раза. В Оренбургской консистории 2 июня 1848 решили, что "из-за разлива реки, многочисленности приходов соседних сел и сверхумножения народа в Коптяжевке в 1847всего 1026 человек, - разрешить-постройку церкви". Сходом крестьян были утверждены доверенные люди 7 крестьяне Павел Федорович и Павел Яковлевлевич (без фамилии). Им были выданы в консистории книги на сбор добровольных средств. В Петербурге Синод утвердил 30 августа 1848 года прошение о строительстве церкви в деревни Коптяжевка. Бугурусланский Благочинный Иоанн Щербаков совершил 18 сентября 1848 года закладку деревянной церкви в деревне. С этого дня началось строительство, строили они на свои личные средства. В 1849 году здание было построено, но утварью не снабжено, иконостас не достроен. С 23 сентября 1851 года был прислан священник Иоанн Твердынин. 22 июня 1853 года жители Коптяжевки написали Епископу Самарскому и Ставропольскому Евсевию прошение освятить.храм и снабдить его Святым Антиминсом. Священник предоставил полную опись церкви - ''церковь деревянного здания с таковой колокольней, на каменном фундаменте, покрыта листовым железом, кресты на церкви позолоченные, главы обиты белым железом, у здания шесть окон. Иконостас столярной работы, покрытый голубой краской с приличной резьбой вызолоченный двойным золотом", и полное описание росписей на стенах, икон, алтаря, колоколов. В день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани 8 июля (21 июля по новому стилю) 1853 года, благочинный Бугурусланского уезда священник Герасим Преображенский освятил соборно на новом Антиминсе храм. Дальнейшие события хорошо описаны в клировых ведомостях. Священники выполняли не только свое служение по сану. Иерей Ивановский открыл 23 ноября 1860 года училище в селе, где учил закону Божиему, чтению, пению, чистописанию. Храм был центром духовного, нравственного просвещения многих поколений. В 1901 году были сделаны боковые пределы, так как храм уже не вмещал всех жителей. Последним священником по переписи 1926 года был Васильев Спиридон Александрович. Если живы его потомки, отзовитесь. К сожалению, в советское время, храм был частично разрушен, на старом кладбище были построены: магазин, правление колхоза, прокопана по могилам траншея теплотрассы. 22 июня 2012 года вновь открылись двери храма, где крестились, венчались, и отпевались все наши с вами дореволюционные предки. Был совершен священником водосвятный молебен. ПЛИГИН НИКОЛАЙ